Машина - Ваз 21214 с инжекторным 1.7 литровым мотором и в самой простой комплектации была куплена в феврале 2006 года для вполне определенных целей: проезжать на дачу расположенную в холмистых лесах Лемболовских высот Карельского перешейка в межсезонье, т.е. зимой, осенью и весной, т.к. езда туда на обычной легковой машине доставляла много хлопот.
Летом достаточно крутые и узкие песчаные дороги подвластны практически любому автомобилю, но в любое другое время года представляют большие проблемы. У владельца была возможность купить и дорогой импортный джип, но Нива была выбрана по причине ее небольших размеров, дешевизне обслуживания и, как надеялись, хорошей проходимости.
После покупки, буквально через 150 км пробега отечественный автопром преподнес сюрприз - у Нивы заклинило мотор, но разобравшись в причинах произошедшего, производитель поменял мотор по гарантии, ну у кого не бывает - заводской брак.
На машину практически сразу были куплены комплекты хорошей импортной зимней и летней резины, так как, то, что поставил производитель, не удовлетворяло нашим потребностям. Также было заменено масло в двигателе, мостах, коробке и т.д.
Первые же поездки загород дали нам понять, что данный автомобиль не предназначен для шоссе - высокий клиренс, резина с серьезными грунтозацепами и, несмотря, на импортное масло, гудящие мосты, не доставляли большого комфорта в поездке.
Однако, съехав с трассы, мы начали осознавать, для чего в принципе и была куплена наша Нива.
Те места на дороге, которые раньше проехать было тяжело, мы пролетали, даже не заметив. Любые горки и серьезные склоны с песком не доставляли теперь никаких проблем. На глубокие промоины поперек пути, появившиеся после дождей, мы смотрели теперь с усмешкой и озорным блеском в глазах - а что - же она еще сможет!?
Теперь у нас появилось новое развлечение - путешествие по лесным дорогам.
Конечно, мы отдавали себе отчет в том, что наша Нива совсем не подготовлена к настоящим «джиперским» приключениям, и мы не лезли совсем уж в дикие и малопроходимые места, но объехать по лесу, да еще и в приличную горку свалившееся поперек дороги дерево мы позволяли себе без проблем.
Понижающий ряд в коробке передач и межколесные блокировки выручали нас в этих тяжелых для проезда местах, ну и конечно приходилось поработать и топором, срубая с прокладываемой по лесу дороги пеньки и торчащие ветки.
В общем, машина служила нам очень исправно, доставляя лишь мелкие неприятности- то начнет врать датчик топлива, то не закрывается задняя дверь, но это не очень расстраивало. Конечно, нехватало частенько гидроусилителя руля, особенно в местах сложных для проезда, где приходилось крутиться практически на месте, чтобы выехать. Но ведь мы сами выбрали функциональность взамен комфорту.
И тут как-то сильно уверившись в возможностях машины, хозяин решил форсировать большую и достаточно глубокую после прошедших дождей лужу. Избрав неправильную тактику, мы залили мотор и встали прямо посередине. "Ну все", - подумали тогда - вода вылетала фонтаном из свечных отверстий при попытке прокручивания двигателя, диагноз понятен- гидроудар и серьезный ремонт двигателя и ли даже замена блока. Притащили нашу Ниву на веревке - поставили в гараж на просушку, ибо вода была по сидения. Разобрали весь салон, высушили, заодно при сборке обратно проклеили все толстым слоем шумо и виброизоляции. Сняли блоки электроники, электрики, тоже просушили и поставили обратно. Из двигателя слили масло, залили свежее и попробовали завести - никакого эффекта, но что обнадеживало, двигатель не издавал при попытках завести его никаких лишних звуков. Разобрались, что не работало реле бензонасоса, поставили новое и…машина завелась как ни в чем не бывало - мотор работал отлично. Прокатившись, мы не почувствовали падения мощности, но на всякий случай проверили компрессию. В первом цилиндре она была на 1.5 кг меньше чем в других, наверное, ему досталось больше всех и погнулся шатун. Посоветовавшись со специалистами, решили оставить пока все как есть, и ездить дальше. Спустя уже почти год, никаких последствий не последовало. Покатавшись зимой по снежным дорогам, мы все больше убеждались в правоте своего выбора - возьми мы машину побольше и потяжелее, у нас было бы куда больше проблем с проездом по узким и извилистым дорогам, заснеженным полям и бродам, и куда дороже обходилось бы обслуживание.
К следующему сезону Нива обзавелась новыми амортизаторами и более жесткими и высокими пружинами. Заводское сцепление тоже уже начинало сдавать, и было заменено на новое итальянское. Решили еще на всякий случай поставить мощную лебедку, ну и, конечно, крепкий подрамник для нее. Более глубокие переработки было решено не делать - мы ведь не собирались участвовать в соревнованиях. Наша машина для того, чтоб надежно и в любую погоду доехать до места назначения и наслаждаться красотами лесных озер, снежными просторами полей и дикостью лесов, недоступных для многих.
Александр Кубякин